igor_zim

Category:

Прикоснуться к космосу

В наше время люди не так уж часто смотрят на небо. В больших городах не видно звезды, и люди, занятые своими делами, уже и не вспоминают, что они вообще где-то там есть.

Но все-таки, разве оставит кого-то равнодушным звезда над ночной дорогой?

Разве не забьется чаще сердце, когда увидишь в ночном небе быстро движущуюся яркую точку? МКС летит!

Я помню времена, когда мы смотрели телевизор через «Орбиту-3». Черно-белое изображение жуткого — по нынешним меркам — качества казалось почти чудом. Ведь сигнал передавался в Красноярск через спутник! И можно было увидеть прямо из Москвы свежий выпуск новостей или прямую трансляцию футбольного матча.

А в программе «Время» передавали биографии космонавтов, каждого нового экипажа, отправлявшегося к станции «Салют-7».

Вы помните, как это было?

Сейчас для многих космос — это просто работа. Сложная, интересная, не без романтики, но работа.

Я и сам несколько лет занимался разработкой оборудования для испытания двигателей коррекции. Так что довелось своими руками потрогать те двигатели, которые сейчас управляют спутником где-то на орбите. Прикоснуться к космосу.

Космос настолько прочно вошел в нашу жизнь, что об этом уже и не задумываешься. Связь, телевидение, интернет, прогноз погоды, новые технологии и материалы. Думал ли кто-нибудь, застегивая куртку на «липучках», что эта ворсовая молния впервые была применена в космосе, для закрепления мелких деталей в невесомости.

А мою жизнь космос изменил еще раз, когда появилась спутниковая навигация. Летом я уже писал, как когда-то набрался страху, потеряв дорогу в лесу.

Теперь все по-другому. Небольшой прибор снимает все вопросы.

На экране мое положение, пройденная траектория, которую можно сохранить на потом. В любой момент точно знаешь, где находишься.

Его работу обеспечивают спутники, большая орбитальная группировка. И делают их в нашем Железногорске.

Чтобы как-нибудь определить положение, достаточно поймать сигнал от четырех спутников. Но чем больше, тем выше точность. Сколько сейчас видно? Кажется, 19.

С появлением этой штуки мои походы по лесу стали совсем другими. Как будто раньше тыкался вслепую, а теперь идешь с открытыми глазами.

Устройство надежное, защищено от воды, от ударов. Как-то раз был случай, навигатор выпал у меня из кармана и упал на дно быстрой горной реки Сема. Оказалось, ничего страшного. Ярко-оранжевый корпус прекрасно видно сквозь толщу воды, найти оказалось легко. А когда достал, он работал, как ни в чем не бывало.

Но все же…

Владимир Николаевич, мой тогдашний начальник, рассказывал, как когда-то ехал на корабле из Владивостока в Японию. Корабль небольшой, всего несколько человек экипаж, ходят через Японское море за автомобилями.

Капитану скучно, охота поговорить. Показал Владимиру Николаевичу все свое хозяйство. В том числе навигационные приборы — секстант, компас и все что нужно. Лежат в его каюте под кроватью. И сам капитан честно признался, что как всем этим пользоваться, он давно уже забыл. И если вдруг откажет спутниковая навигация, он совсем не уверен, что приведет корабль куда нужно.

Как-то не очень уютно мне стало от такого рассказа. Так что пользуюсь современными средствами и хожу по лесу смело, но про опасность вдруг «ослепнуть» посреди тайги помнить все-таки надо. По крайней мере, второе устройство с GPS в кармане пусть лежит.

А когда зайдет солнце, надо почаще смотреть на небо. Найти Полярную звезду. Сверившись с картой, разыскать Юпитер и Венеру. А может, и МКС еще раз попадется. И мне приятно думать, что где-то там, в вышине, и сейчас летают «мои» двигатели.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.