igor_zim

Categories:

Красота наперекор

Никто не догадался. Что ж, продолжим рассказ. 

Итак, на дворе начало 50-х. Полным ходом идет строительство. Строятся  дома вокруг центральной площади, начато возведение Дворца культуры. Уже завезены и лежат на складе несколько сотен гипсовых скульптур, которые должны украсить улицы города — набор вождей, спортивные скульптуры, боевые, музы искусств и труда.

Но новому советскому руководству красота оказалась не нужна. На Всесоюзном совещании строителей в 1954-м году говорят о «практике украшательства в архитектуре», которая теперь «не соответствует линии Партии и Правительства в архитектурно-строительном деле». А через год, 4 ноября 1955 года вышло Постановление ЦК и Совмина № 1871 «Об устранении  излишеств в проектировании и строительстве».

Из Москвы приходит директива: «Обязать руководителей министерств и ведомств СССР, Советы Министров республик, обл(край)исполкомы и горисполкомы в 3-месячный срок пересмотреть проектно-сметную документацию на строящиеся объекты с целью решительного устранения в  проектах излишеств в архитектурной отделке, планировочных и конструктивных решениях.»

Скульптуры так и остались на складе. И от второй башни тоже пришлось отказаться. Но не думайте, что наши строители так просто сдались! Архитектор Машин с командой и так уже достаточно «нахулиганили» — по проекту в центре площади, как триумфальное завершение всего архитектурного ансамбля, находится не здание горкома и горсовета, как  было принято в то время, а Дворец культуры. Так что же теперь, выдать  комплект кастрированной документации, убрать лепнину, вот так взять и  срубить все «излишества»? Да ни за что!

И началась настоящая битва за красоту. Снова обратимся к книге «Скала»:

«Восточная контора, судя по всему, принимает решение — «забить» на строительство здания администрации горсовета и исполкома, которое по проекту тоже располагается на центральной площади, и все силы бросить на  строительство Дворца культуры, чтобы успеть вытащить его, пока высокая  ревизия не посносила всем головы.»

Восточной конторой тогда в официальных документах именовали секретный Горно-химический комбинат, директором которого был Александр Романович Белов.

«Трудовой коллектив строителей, в свою очередь, на профсоюзной конференции принимает пункт резолюции из серии: «Во что бы то ни стало —  сдать Дом культуры в 1957 году!». В документах его скромно называют  «Дом», хотя всем понятно, что это именно «Дворец».

Руководители на всеобщем обозрении рисковали собственной головой, попирая буквально каждую букву этого постановления при возведении Дворца  культуры. И ведь ни одна зараза не написала «куда следует»!»

Здесь на руку строителям сыграла секретность. Город закрытый, без специального пропуска сюда не попадешь. К тому же вся красота — лепнина, внутренние колонны под малахит — все это сделано в самом городе. Так  вот и удалось закончить строительство Дворца, скрывая его от  собственного правительства.

Да и вторую башню, хоть и принесли в жертву, но как блестяще это было сделано! Во-первых, оставшаяся башня обзавелась часами. В результате это только усилило очарование общей композиции.
 

Мало того, убрав башню, архитекторы форменным образом посмеялись над постановлением ЦК и Совмина, установив вместо нее несколько скульптур из тех, что так и не нашли своего места на улицах города.

На этом пока прервемся. Лето в разгаре, и снова зовут меня дороги. Но о своем городе у меня есть еще, что рассказать. Надеюсь, будет интересно.

Предыдущая история 


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.