igor_zim

Categories:

Главный музей Новороссийска, крейсер «Михаил Кутузов»

Конечно, поездка в Новороссийск была бы не полной без посещения крейсера-музея.

Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68-бис. Длина 210 метров, водоизмещение 16000 тонн. Экипаж 1130 человек. Последний сохранившийся артиллерийский крейсер, сейчас на смену им пришли корабли с ракетным оружием.

Первая экскурсия в 10 часов, дальше по мере формирования групп.

Начальник экскурсии — не ложится на язык назвать его экскурсоводом, собирает нас на палубе у орудия главного калибра. Ррраскатистым морским голосом начинает рассказ.

Боевой расчет такой установки составлял 63 человека. 21 моряк внутри, по 7 человек на каждый ствол, остальные в подбашенных отделениях. Всего на корабле четыре установки главного калибра.

Дальше — неотъемлемая часть всех российских кораблей, корабельный колокол.

«Детишек и особо пугливых я попрошу отойти подальше и закрыть уши.

Итак, раз...»

«Кто его изнутри потрет и загадает желание, у того оно обязательно сбудется. У того, кто потрет снаружи, желание не сбудется, и тот, кто в 6 утра будет его натирать, будет вас очень нехорошо вспоминать!»

Проходим в носовую часть. Нам предоставляется время свободно погулять по палубе.

На корабле поднят гюйс или крепостной флаг. Когда корабль такого ранга опускает свои якоря у причала, он становится своего рода крепостью. Отсюда и название.

Якорные цепи. Длина каждой цепи 306,5 метров, вес одного звена 32 килограмма.

Швартовые канаты.

Но самое интересное внутри. Посмотрим, каково было нести службу на таком крейсере.

Офицерская кают-компания. У каждого офицера было свое собственное место. Чем выше звание офицера, тем ближе его место к столику командира корабля. Сам командир сюда спускался очень редко, только по приглашению или в дни торжественных мероприятий.

У мичманов тоже была своя кают-компания, на две палубы ниже. Иллюминаторов она уже не имела и была в два раза меньше, чем эта, хотя мичманов было больше.

Еда была у всех одинаковая, как у матросов, так и у офицеров.

Каюта старших офицеров. Ничего лишнего, две койки, стол, стулья, шкафчик и умывальник.

У матросов ни кают, ни кают-компании не было. Они жили в своем кубрике, там же и принимали пищу.

Этот кубрик считается элитным, здесь жило всего 27 человек. На палубу или две палубы ниже матросы жили по 40 и даже 60 человек в одном кубрике.

Камбуз, где готовили еду на тысячу с лишним человек. В том числе была своя пекарня, крейсер никогда не брал хлеб с берега.

Чтобы поесть в матросском кубрике доставали раздвижные столы, клали на них тарелки и с них ели.

Крейсер мог находиться в автономном плавании до 30 суток. На палубу ниже была баня, где можно было помыться, побриться, сделать модную морскую стрижку — сзади налысо, а спереди точно так же, как и сзади.

Была и прачечная, и бытовые комнаты. Ведь офицеры не допускались в кают-компанию одетыми не по форме. А форма — это начищенные туфли, чистые наглаженные брюки, чистая кремовая рубашка.

Такая служба. Все необходимое и ничего лишнего. Современная молодежь привыкла к несколько другим условиям. Но все же после посещения крейсера-музея многие мальчишки уверенно говорят: «Хочу стать моряком!»

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.